> > >
«Приоритет – специалисты. Развитие АСУ РЧС». Богданов Сергей Иванович, начальник предприятия с 2005 по 2015 годы о БелГИЭ

«Приоритет – специалисты. Развитие АСУ РЧС». Богданов Сергей Иванович, начальник предприятия с 2005 по 2015 годы о БелГИЭ

09.06.2021 14:11

Весь 2021 год, наше предприятие празднует замечательное событие – нам исполняется 25 лет с момента создания: в 1996 году, 1 июля, был подписан приказ Министерства связи о создании Государственного предприятия «БелГИЭ». Конечно, государственная инспекция существовала и ранее, но время идет, условия работы меняются, развиваются технологии. Так и радиочастотная служба – всегда должна быть на шаг впереди.

Сегодня вашему вниманию интервью с Богдановым Сергеем Ивановичем, который занимал должность начальника предприятия с 2005 по 2015 годы, человеком, который осознавая важность осуществляемой деятельности предприятия, принимал главные кадровые решения на предприятии, стараясь всеми силами привлечь молодых сотрудников (прим., многие из них работают до сих пор) с целью успешного функционирования предприятия.

Богданов Сергей Иванович. Международная встреча, посвященная координационным вопросам, 2010 год

О первом опыте работы в БелГИЭ

Богданов Сергей Иванович: «Я ведь человек военный, служил в армии 25 лет, закончил училище связи – еще в 1971 году связь была определена как отрасль моей профессиональной деятельности. Когда Никонов В.А. создал предприятие, шел активный набор кадров, и мне было предложено возглавить отдел сухопутной подвижной службы (СПС). В тот период, еще работал Чащихин Ю.А., с которым мне довелось взаимодействовать по некоторым вопросам.

Особое внимание, конечно, хотелось бы уделить тем сотрудникам, которые тогда работали в отделе сухопутной подвижной службы, можно сказать старая гвардия. Особенно, Козловский Валерий Георгиевич – не просто специалист – дока, он до 1996 года возглавлял эту службу.

В то время, как я пришел на предприятие, еще регистрировали сотовые телефоны, очереди на Энгельса в Минске стояли до проспекта. Так же, необходимо было регистрировать CB-радиостанции, работающие в свободном диапазоне, в основном их используют дальнобойщики, но и дома тоже можно было использовать. База данных того времени представляла собой регистрационную книгу, куда вписывались, согласно процедуре, ФИО, паспорт, данные радиоэлектронного средства, по итогам чего выдавалось разрешение на использование. И таких баз данных – множество томов».

О радиочастотах

С.И.: «В то же время, стал заниматься радиочастотами. Важно знать, что к тому моменту все данные по частотам – три синие толстые книги, которые вел Козловский Валерий Георгиевич. В них – все по областям и районам и частоты, которые он присваивал в те времена. Не очень много было тогда доступных частот для гражданского использования. Каждая частота под номером, а напротив, по колонкам расписано, где она используется: в какой области, в каком районе, для каких предприятий, т.е. своего рода справочник – главная база данных БелГИЭ по гражданским РЭС. Если что-то нужно было узнать – в справочник – никакой автоматики, электроники. Компьютеры были, но такие еще первые-первые самые.

В то время было очень сложно с частотами, очень, потому что 90 – 95 % находилось в ведомстве (в пользовании) у Министерства обороны (и иных силовых ведомствах). Оставались небольшие кусочки для энергетиков, нефтяников, сельского хозяйства, скорой помощи. Причем, это были даже не полосы, не объемы большие спектра, а лишь номиналы радиочастот, на каких возможно присвоение для гражданских РЭС. Так, я поднимал все советские документы ГИЭ, в которых были определены полосы и номиналы частот, что дополнительно для каких-то применений. Вел работу с архивами (часть в нашем отделе СПС, часть в Прилуках), с документами по сухопутной подвижной связи еще ГИЭ Советского Союза, в том числе приказы, постановления Министерства связи СССР, которые оно издавало и которыми надо было руководствоваться. Можно сказать, что для последующей работы я собирал, обобщал и делал справочную информацию о частотах, распределенных при Советском Союзе для гражданских РЭС.

«Доля частот для использования гражданских РЭС была катастрофически мала, что нужно необходимо было исправлять»

Запрос в то время для гражданского использования был на внутреннее пользование для предприятий, было много желающих развивать свою локальную связь, охрану, уже появлялась мобильная связь. Так, при согласовании частот для предприятий (будь то охрана или еще какие цели), хорошим аргументом было наличие согласования с военными еще при СССР, а так как эти частоты не использовались по ранее обозначенному назначению, то старались их приспособить для текущих гражданских нужд. Так, архивы помогали гражданским средствам радиосвязи двигаться вперед, которые на тот момент были в загоне, но очень бурно развивались.

Особенно это стало ясно, когда стали появляться коммерческие предприятия (как раз 1996 год), был бум сотовой связи стандарта NMT-450. Тогда уже был аналоговый БЕЛСЕЛ (с 1992 года), но слабо развивался: дорогие терминалы, связь, подключение, дорогой трафик, потому сегмент сотовой связи по тем временам был очень узкий, в основном для фирм, компаний, предприятий, редко для частного пользования. Так, предприятия хотели получить свою частоту и использовать ее для внутриофисной деятельности: технологическая связь, охрана и т.д.

Очень много было таких заявок и приходилось очень долго работать с Минобороны, согласовывать для того чтобы присвоить определенную частоту. Еще была большая проблема – законодательная – никаких нормативных документов для согласования с Минобороны, т.е. методики, определяющей формы заявлений, сроки, ничего этого не было – как выполнять процедуру для использования частот гражданскими – документов не было».

Перерыв в работе на предприятии

С.И.: «Так я проработал на предприятии около четырех лет и перешел на работу в Белтелеком, руководителем частотной службы, где я проработал четыре года. Конечно, тогда Белтелеком – это магистральные сети, оптоволокно, шлюзы за границу, которую выходили, с частотами мало были связаны, но тем не менее, именно эта работа дала мне колоссальный опыт по познанию гражданской связи. На предприятие я вернулся 31 декабря 2004 года, уже в качестве руководителя, где и проработал до 2015 года».

О главной задаче

С.И.: «Главное, конечно, это персонал, люди. До сих пор я уважаю и ценю всех тех сотрудников, которые на тот момент работали, но видел, что надо менять в корне – подходы, нужно было омолаживать кадры, проводить полную компьютеризацию и, конечно, уходить в электронный документооборот, отказываться от всякого бумажного документооборота.

Первое, что я сделал, это поставил главную задачу – электронное ГИЭ – уйти от всех бумаг. Столько было переписки, разрешений, ведомостей регистрационных. На каждое предприятие была целая папка, а в пользовании могла быть всего одна частота. С учетом необходимых  чуть ли не каждый год различных перерегистраций,  согласований и других процедур – на все нужна была куча бумаг. Для поставленной задачи, надо было у себя навести порядок, упростить все процедуры и перейти в электронный документооборот, что мы и мы выполнили, но не сразу. Здесь немаловажную роль сыграло внедрение на предприятии мультисервисной сети передачи данных (МСПД), но об этом чуть дальше».

О специалистах

С.И.: «Одним из приоритетных направлений в работе предприятия для меня стал человеческий ресурс, на предприятии нужны были специалисты. Бурное развитие технологий связи предполагало продвинутых специалистов, готовых работать в непростых условиях. Дело ведь в чем, специалистов для БелГИЭ нигде не готовят. При приеме на работу, надо было понимать, что в дипломе у тебя написано инженер или программист, или еще что, связанное с техникой, но нужно было и в радиочастотах разбираться, знать об излучениях, электромагнитной совместимости, понимать частотные измерения – такая работа, которая есть только в БелГИЭ. Так, мы шли по принципу набрать молодых и обучать. Тогда еще было принято интересное решение в процессе работы и аттестации, нужно было выявлять лояльность специалистов к предприятию, что очень важно в нашей работе.

Всемирная конференция радиосвязи (Богданов Сергей Иванович и Теслюк Владимир Николаевич, заместитель Министра связи), 2006 год

Конечно, когда набирали команду, не обошлось и без потерь: кого-то уволили, кто-то ушел сам, некоторые просились обратно. Но все же, главный приоритет – в РУП «БелГИЭ» работают СПЕЦИАЛИСТЫ. С учетом специфики работы предприятия, учитывая проверки, выдачу разрешений, работу с радиочастотным спектром страны – нужно было понимать, что работа непростая и имеет долгосрочную перспективу, нужно отслеживать тенденции, владеть профессиональными знаниями и многое другое.

В таком ключе шел набор в команду БелГИЭ. К слову, новые сотрудники заваливали предложениями по рационализаторству, по внедрению новых технологий, было столько предложений, что сам не успевал освоить и переварить. Был мощный источник этих предложений, которые шли на пользу, потому что этим занимались люди со знанием дела. И оказывалось, что некоторые работы, особенно измерения, поездки можно рационализировать с меньшими затратами и трудовыми, и временными.

Честно, я был очень рад молодым специалистам, но с другой стороны понимал, сотрудники не знали технической части, тех же измерений, на которые ездили специалисты Центра радиомониторинга (ЦРМ). Таким, своеобразным способом я принял решение прокачать специалистов: обучить их практической части «в поле», на измерениях, чтобы посмотрели на работу, потаскали приборы по крышам, полазили по лестницам. Так и отправлял их в составе экипажа ЦРМ. И выявили главную проблему, ездишь три часа и потом еще четыре оформляешь, нужно было какие-то технические решения, чтобы все автоматизировать.

Интерфейс ICS Telecom

Так что, главное для меня качество в сотруднике предприятия – его лояльность, готов ли ты за предприятие горой стоять или нет. И, конечно, профессиональные качества, присущие специалисту радиочастотной области. Если как инспектор нашел серьезное нарушение – нужно обязательно подсказать решение, как сделать лучше, как избежать нарушений, а не просто наказать и все. А для этого, сами понимаете, нужно знать, о чем говоришь. Так что в приоритете не только набор, но и повышение профессионального уровня каждого сотрудника.

Тогда очень здорово взялись за техническую подготовку – учебу. Главным назначил Дударева Сергея Витальевича, который разрабатывал программы, занятия, назначал учителей, мы даже приглашали преподавателей технических вузов, в общем, делалось все, чтобы все знали, что сотрудник БелГИЭ – специалист, т.е. мы в хорошем ключе работали, поднимали уровень наших работников. Делали все, чтобы поднять качественный уровень БелГИЭ.

Так как я сам военный, мне хотелось, чтобы к БелГИЭ относились не как к военной структуре, но к специалисту нашей отрасли электросвязи, слово которого – авторитет: профессионализм на первом месте: не просто инспектор, а специалист».

АСУ РЧС

С.И.: «Самая большая гордость – это автоматизированная система управления радиочастотным спектром (АСУ РЧС). Эта система, автоматизированного контроля за частотами, выстроена на немецких измерительных приборах Rohde & Schwarz, специализирующихся на радиочастотных измерениях. К слову, когда меняли технику для измерений, приемники вроде нормальные, но они по диапазону уже не подходят, мы их передавали в Академию связи (тогда Колледж связи), чтобы сделать учебный класс для обучения студентов измерениям радиочастот.

Так как мы принимаем участие в заседаниях рабочих групп Европейский конференции администраций почт и электросвязи (СЕПТ), в каком году не помню, но к нам приехали европейцы из 37 стран. И мы пригласили их в Центр радиомониторинга в Прилуки. Каково же было их изумление, что есть такая система, построена и работает, особенно удивили восточных европейцев, Болгарию, Венгрию, Чехию. В общем, увиденное их приятно удивило, я уж не говорю про страны СНГ, которые приезжали к нам в рамках РСС. Так, радиочастотная служба Казахстана предложила нам оказать им помощь в построении такой же системы, только у себя на родине. В итоге, они у себя тоже построили такую систему, только в усеченном виде, и мы туда несколько раз ездили, смотрели, помогали.

 Директор Бюро Радиосвязи МСЭ Тимофеев В.В. в ЦРМ, 2008 год

Но самое интересное было в 2008 или в 2009 году, когда уже в ЦРМ был построен центр, узел для нескольких необслуживаемых постов радиоконтроля (НПР), установленных вдоль границ, т.е. система, в принципе, уже работала. И нас пригласили в Киев, где МСЭ проводил семинар по радиоконтролю. Я предложил Хотько К.Н. показать нашу систему в Киеве, чтобы через интернет на ноутбуке выйти в наш центр контроля и начать управление нашими необслуживаемыми постами радиоконтроля. Поставил задачу: контроль полосы радиовещания в районе Малориты, Брестской области, чтобы увидеть Украину и Польшу. Дело в том, что на стыке границ трех стран можно посмотреть и послушать несколько теле- и радиостанций, причем на украинском и польском языках. Все проверили, слышно польский канал, украинский, и поехали в Киев.

У нас было всего 15–20 минут выступления, была настроена с нашим центром связь, Хотько К.Н. вышел на трибуну докладывать, а я в зале сижу. Все вывели на большой экран – время было, ближе к обеду, все немного устали, все-таки конференция шла с самого утра, – а тут толпа народу стран СНГ (делегации по три-пять человек). Ну и так спокойно: АСУ РЧС Республики Беларусь. Как выступил, как показал и, главное, звук выдали на весь зал, что идет украинская программа, потом польская, потом показали стандарт NMT-450, как передатчики работают сотовой связи, и всё, все забыли про обед, окружили его, не знали куда деваться. Только и слышно было: «Вот это система, вот это белорусы». Мы большой фурор произвели. Тогда у многих были разрозненные системы, комплексы, а у нас же как начали использовать одни и те же измерительные средства, приемные и средства управления, так и продолжили. Такой выбор полностью оправдал себя, ведь система здорово себя показала.

И, да, наша АСУ РЧС попала в Государственную программу инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годы».

Министр связи информатизации Республики Беларусь Пантелей Н.П. в ЦРМ, 2007 год

О МСПД

С.И.: «Одной из важнейших для предприятия новшеств стала мультисервисная сеть передачи данных (МСПД), которая началась с видеоконференцсвязи.

Я помню, еще в 2008 году, проводил селекторное совещание, нужно было обсудить текущие вопросы и проблемы с начальниками отделов и областных отделений. Заказали специальную услугу видеоконференцсвязь, согласно которой нужно было всех обзвонить всех начальников областных отделений, установить связь и вывести мне на громкую связь каждого начальника. Но связь то есть, то нету, разговаривать было невозможно, совещание могло длиться по два-три часа. Стало понятно, с этим нужно что-то делать. Тогда я стал пробивать ip-телефонию для нашего предприятия, хотя задача эта была сложная, если не сказать невыполнимая. Но нужно было двигаться вперед, прогресс не стоит на месте. В ip-протоколе нам нужно было сделать мультисервисную сеть связи, которая бы обеспечила передачу голоса, видео, данных. Учитывая, что в тот период мы активно строили АСУ РЧС, уже пришло понимание, что управлять этим тоже как-то нужно, а на старых технологиях далеко не уедешь. Сложно было, но все-таки удалось сделать эту систему и встроить в работу предприятия. Так шел процесс максимальной автоматизации на предприятии. Эта мультисервисная сеть связывала необслуживаемые посты сразу в ip-протоколе, данные попадали в ICS Manager, т.е. автоматически наполнялась наша база данных. Здесь же подключили и связь не только для общих совещаний на предприятии с руководителем, но и между сотрудниками. Чуть позже стали подключать электронный документооборот».

Об автоматизации предприятия

С.И.: «Процесс электронного документооборота представляет собой поступление какого-то документам на бумажном носителе, дальнейшее преобразование в электронный вид, его циркулирование по исполнителям согласно резолюциям, по всем подразделениям, сбор данных, заключение или предложение, дальнейшая отработка документа и рассылка уже если надо на бумаге или рассылка по электронной почте.

Тоже по автоматизированной системе управления РЧС: как система ISC Manager собирает данные по радиоконтролю со всех необслуживаемых постов радиоконтроля. При расчетах, инженер для присвоения частоты берет данные из этой базы радиоконтроля в определенном районе. Проводились измерения в диапазоне определенной частоты, которая была подобрана инженером расчетным путем, потом им же ставится задача этому пункту радиоконтроля, чтобы он опять встал на контроль за этой же частотой, если сейчас она занята. И вот это всё идет в автоматическом режиме и поступает инженеру в электронном виде – не нужно везти приборы, разворачивать антенны и база периодически обновляется. Все работает в электронном виде выдается уже базу ICS Manager, не нужно делать запрос областным отделениям об измерениях. Эта система не зря называется мультисервисной, в ней всё: документооборот, телефонная связь, видео и передача данных.

АСУ РЧС, стала главным проектом, так как под него всё остальное было заточено, в том числе и модернизация всех радиоконтрольных пунктов (РКП). Я помню, когда еще первый раз пришел в РКП, там стоял немецкий (времен ГДР) измерительный приемник  Tomas SМВ-8. Отличный, конечно приемник, но для аналоговых систем. А у нас уже пошел GSM и этим приемником нужные частоты не померяешь. Так стали новые приборы покупать на РКП, а потом эти РКП стали превращать в центры управления НПР – новое оборудование, средства измерения, компьютера, антенны.

 

Строительство новой башни и спутникового терминала, 2009 год

Через АСУ РЧС уже менялось как-бы деление по областям. Строительство АСУ РЧС было закончено в 2010 году. В этом проекте порядка 50 объектов, учитывая ЦРМ, который мы к тому моменту модернизировали, поставили новую башню, развернули спутниковый терминал. Терминалом, конечно, в то время мало пользовались, тогда у нас не было своих спутников, но мы, по крайней мере, могли отслеживать телевидение, могли прослушать программы».

Несколько слов о спорте

С.И.: «Хочется отметить профсоюзную работу, БелГИЭ всегда очень помогали профсоюзные лидеры отрасли электросвязи. Ведь на предприятии ведется не только работа, но есть и общественная жизнь.

В 2005 году я обратил внимание, что сотрудники интересуются спортом, но не было спортивной команды предприятия. Тогда оборот набирали профсоюзные, районные, отраслевые мероприятия, а учитывая, что мы набирали молодых специалистов, было решено – команде быть. Так, в 2006 году на третьем этапе спартакиады работников отрасли связи берем 1 место, после чего мы получили право на участие в соревнованиях четвертого этапа. И так по жизни: третий этап – первое место и на четвертый этап, где выступают сильнейшие команды. Первое место третьего этапа – с 2006 года все время были первые – дело чести, так сказать. Тот, кто занимает первое место на третьем этапе, попадает на четвертый. Где монстры: Белтелеком, Белпочта, Белсвязьстрой, МТС (огромные коллективы, которым легко набрать команду) и мы, БелГИЭ, всего 150 человек. Туристические слеты, соревнования Ленинского района г. Минска, отраслевые спартакиады – все знают, что есть предприятие ГИЭ, где высокий уровень физической и спортивной подготовки».

Команда БелГИЭ в 2007 году

 

 

Возврат к списку