Электронные обращения

о порядке подачи и рассмотрения электронных обращений, случаях оставления обращений без рассмотрения по существу, требованиях, предъявляемых к электронным обращениям

Обращаем Ваше внимание на то, что в связи с переходом государственных органов и организаций к применению государственной единой (интегрированной) республиканская информационная система учета и обработки обращений граждан и юридических лиц (далее – система учета и обработки обращений), 2 января 2023 г. изменен порядок подачи и рассмотрения электронных обращений.

В соответствии со статьей 1 Закона «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон 2011 года) со 2 января 2023 г. электронным обращением признается только обращение заявителя, поданное посредством системы учета и обработки обращений (далее – электронное обращение).

При наличии вопросов, рассмотрение которых входит в компетенцию государственного предприятия «БелГИЭ», не требующих официального ответа и связанных с получением оперативной консультации, Вы также можете связаться с нами через чат в Viber либо Telegram (звонки не принимаются, только текстовые сообщения). Обращаем внимание, что при таком способе обращения в государственное предприятие «БелГИЭ» по решению работника, с которым будет установлен диалог, Вам может быть отказано в предоставлении ответа через Viber и Telegram и предложено направить обращение любым удобным способом, предусмотренным Законом Республики Беларусь от 18 июля 2011 года «Об обращениях граждан и юридических лиц».

Перед тем, как направить электронное обращение, предлагаем ознакомиться с ответами на часто задаваемые вопросы. Возможно Вы найдете ответ на имеющийся вопрос.


В соответствии со статьей 25 Закона 2011 года со 2 января 2023 г. электронные обращения подаются в государственные органы и иные государственные организации посредством системы учета и обработки обращений и подлежат рассмотрению в порядке, установленном для рассмотрения письменных обращений, с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей.

В этой связи для подачи такого электронного обращения в адрес Республиканского унитарного предприятия по надзору за электросвязью «БелГИЭ» посредством системы учета и обработки обращений доступ граждан, включая индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц доступ к системе учета и обработки обращений обеспечивается посредством сайта в глобальной компьютерной сети Интернет по адресу https://обращения.бел.

    Электронные обращения должны соответствовать требованиям, установленным пунктом 1, абзацами вторым–четвертым пункта 2 либо абзацами вторым–пятым пункта 3 статьи 12 Закона 2011 года:
  • Обращения излагаются на белорусском или русском языке.
    Электронные обращения граждан должны содержать:
  • наименование и (или) адрес организации либо должность и (или) фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы лица, которым направляется обращение;
  • полное наименование юридического лица и его место нахождения;
  • изложение сути обращения;
  • фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения.

К электронным обращениям, подаваемым представителями заявителей, должны прилагаться документы в электронном виде, подтверждающие их полномочия.

Суть электронного обращения не может излагаться посредством ссылок на интернет-ресурсы. Текст обращения должен поддаваться прочтению. Не допускается употребление в обращениях нецензурных либо оскорбительных слов или выражений.

При несоблюдении таких требований электронное обращение может быть оставлено без рассмотрения по существу в порядке, установленном пунктом 4 статьи 15 «Об обращениях граждан и юридических лиц».

Ответы (уведомления) на электронные обращения направляются посредством системы учета и обработки обращений, за исключением случая, если заявитель в своем электронном обращении просит направить письменный ответ (в этом случае на электронные обращения даются письменные ответы (направляются письменные уведомления).

Электронные обращения от имени недееспособных граждан подаются их законными представителями. Юридические лица реализуют право на обращение через свои органы или своих представителей.

Право на обращение реализуется заявителями добровольно. Осуществление заявителями их права на обращение не должно нарушать права, свободы и (или) законные интересы других лиц, наносить ущерб национальной безопасности и интересам общества и государства, создавать препятствия законной деятельности организаций.

Заявитель имеет право отозвать свое обращение до рассмотрения его по существу путем подачи соответствующего письменного или электронного заявления.

Предоставление государственным органам и иным государственным организациям, а также заявителям доступа к системе учета и обработки обращений осуществляется бесплатно. Использование информационных ресурсов (систем) государственных органов и иных государственных организаций в целях функционирования системы учета и обработки обращений осуществляется бесплатно.

Предоставление информации об обращениях из системы учета и обработки обращений без согласия граждан, их представителей или юридических лиц, о которых запрашивается информация, допускается для целей рассмотрения обращений этих граждан, их представителей или юридических лиц вышестоящим организациям, а также другим государственным органам и иным государственным организациям в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Порядок внесения государственными органами и иными государственными организациями информации в систему учета и обработки обращений, порядок предоставления государственным органам и иным государственным организациям, а также заявителям информации из этой системы, порядок идентификации (авторизации) заявителей в системе учета и обработки обращений, иные вопросы, связанные с функционированием системы учета и обработки обращений, устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.

Владелец системы учета и обработки обращений и ее оператор, обеспечивающий в том числе технические условия для функционирования системы учета и обработки обращений, определяются Советом Министров Республики Беларусь.

Обращения, которые направлены, начиная со 2 января 2023 г., с использованием ранее применявшихся способов подачи: Электронные обращения граждан; Электронные обращения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей либо на адрес электронной почты belgie@belgie.by, в соответствии со статьей 1 Закона «Об обращениях граждан и юридических лиц» со 2 января 2023 г. не могут быть признаны электронными обращениями, предусмотренными Законом 2011 года.

Исходя из статьи 13 Закона 2011 года обязательному приему и регистрации подлежат только обращения, поданные в порядке, установленном Законом 2011 года.

Порядок рассмотрения обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц

    Согласно подпункту 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 498 "О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц" обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также юридических лиц, независимо от того, в какой государственный орган или иную организацию они поступили, первоначально подлежат рассмотрению по существу в соответствии с компетенцией:
  • в местных исполнительных и распорядительных органах, подчиненных им организациях, территориальных подразделениях (органах) и организациях, подчиненных или входящих в состав (систему) республиканских органов государственного управления и государственных организаций, подчиненных Правительству, другим государственным органам, иным организациям, осуществляющим свою деятельность и расположенным в пределах той административно-территориальной единицы, на территории которой возникли вопросы, изложенные в обращениях;
  • в других государственных органах, иных организациях, если вопросы, изложенные в обращениях, относятся к исключительной компетенции этих органов или организаций.

Если поступающие письменные и (или) электронные обращения аналогичного содержания от разных заявителей носят массовый характер (более десяти обращений), ответы на такие обращения по решению руководителя организации либо лица, уполномоченного им подписывать в установленном порядке ответы на обращения, могут размещаться на официальном сайте организации в глобальной компьютерной сети Интернет без направления ответов (уведомлений) заявителям. После размещения на официальном сайте организации в глобальной компьютерной сети Интернет такой информации (например, ответы на такие обращения размещены в рубрике Часто задаваемые вопросы), последующие письменные и (или) электронные обращения аналогичного содержания не подлежат рассмотрению и ответы (уведомления) на них заявителям не направляются.

Электронные обращения подлежат рассмотрению в порядке, установленном для рассмотрения письменных обращений, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 25 Закона 2011 года.

    При этом согласно пункту 1 статьи 15 Закона 2011 года письменные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если:
  • обращения не соответствуют требованиям, установленным пунктами 1–6 статьи 12 Закона 2011 года (в том числе, если они не соответствуют требованиям, установленным о языке обращения, не содержат наименование и (или) адрес организации, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы лица, которым направляется обращение, фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина, адрес его места жительства, либо не содержат сути обращения);
  • обращения подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах, обращения являются обращениями работника к нанимателю либо в соответствии с законодательными актами установлен иной порядок подачи и рассмотрения таких обращений;
  • обращения содержат вопросы, решение которых не относится к компетенции организации, в которую они поступили, в том числе если замечания и (или) предложения, внесенные в книгу замечаний и предложений, не относятся к деятельности этой организации, индивидуального предпринимателя, не касаются качества реализуемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг;
  • пропущен без уважительной причины срок подачи жалобы;
  • заявителем подано повторное обращение, в том числе внесенное в книгу замечаний и предложений, и в нем не содержатся новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения обращения по существу;
  • заявителем прекращена переписка по изложенным в обращении вопросам;
  • обращения содержат угрозы жизни, здоровью и имуществу, побуждение к совершению противоправного деяния либо заявитель иным способом злоупотребляет правом на обращение.

Согласно пункту 4 статьи 15 Закона 2011 года при оставлении письменного обращения без рассмотрения по существу, за исключением случаев, предусмотренных абзацем седьмым пункта 1 данной статьи, статьей 23, частью четвертой пункта 1 статьи 24 Закона 2011 года, заявитель в течение пяти рабочих дней письменно уведомляется об оставлении обращения без рассмотрения по существу с указанием причин принятия такого решения и ему возвращаются оригиналы документов, приложенных к обращению. В случаях, предусмотренных абзацами третьим и четвертым пункта 1 статьи 15 Закона 2011 года, за исключением случая, предусмотренного частью четвертой пункта 1 статьи 24 Закона 2011 года, заявителям также разъясняется, в какую организацию и в каком порядке следует обратиться для решения вопросов, изложенных в обращениях.

Особо обращаем внимание на то, что в соответствии со статьей 19 Закона 2011 года:
обращения рассматриваются без взимания платы.

Расходы, понесенные организациями, индивидуальными предпринимателями в связи с рассмотрением систематически направляемых (три и более раза в течение года) необоснованных обращений в одну и ту же организацию, к одному и тому же индивидуальному предпринимателю от одного и того же заявителя, а также обращений, содержащих заведомо ложные сведения (суммы, подлежащие выплате экспертам и другим специалистам, привлекаемым к рассмотрению обращений, почтовые расходы, расходы, связанные с выездом на место рассмотрения обращения, и другие расходы, за исключением оплаты рабочего времени работников, рассматривающих обращения), могут быть взысканы с заявителей в судебном порядке в соответствии с законодательством.

В этой связи, если заявитель желает, чтобы его обращение было рассмотрено в установленном Законом порядке, он должен выполнить названные требования Закона 2011 года.

Обращаем внимание на то, что в соответствии со статьей 23 Закона 2011 года анонимные обращения, то есть обращения заявителей, в которых не указаны фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина или адрес его места жительства (места пребывания) либо наименование юридического лица (полное или сокращенное) или его место нахождения либо указанные данные не соответствуют действительности, не подлежат рассмотрению, если они не содержат сведений о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.

Ответ организации на обращение или решение об оставлении обращения без рассмотрения по существу могут быть обжалованы в вышестоящую организацию (для государственного предприятия «БелГИЭ» – Министерство связи и информатизации Республики Беларусь 220050, г.Минск, пр-т Независимости, 10 Режим работы: с 9.00 до 18.00, обеденный перерыв с 13.00 до 14.00 Выходные дни: суббота, воскресенье).

Вышестоящая организация при поступлении такой жалобы проверяет содержащиеся в ней сведения и при наличии оснований для положительного решения изложенных в обращении вопросов рассматривает обращение по существу либо выдает соответствующим организациям, рассматривавшим обращение по существу, обязательное для исполнения предписание о надлежащем решении этих вопросов, о чем уведомляет заявителя. Организация, получившая такое предписание, должна исполнить его в указанный в предписании срок, но не позднее одного месяца и в течение трех рабочих дней сообщить об этом в вышестоящую организацию, а также направить ответ заявителю.

Ответ организации на обращение или решение об оставлении обращения без рассмотрения по существу после обжалования в вышестоящую организацию могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством.

Ответ на жалобу в вышестоящую организацию может быть обжалован в суд, если при рассмотрении этой жалобы принято новое решение, относящееся к компетенции соответствующей вышестоящей организации.

Рассмотрение вышестоящей организацией жалобы по существу осуществляется в порядке и сроки, установленные Законом 2011 года для рассмотрения обращений.

Ответ на обращение или решение об оставлении обращения без рассмотрения по существу организации, не имеющей вышестоящей организации, а также индивидуального предпринимателя могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством.

Ответы на электронные обращения аналогичного содержания от разных заявителей, которые носят массовый характер (более десяти обращений) размещены в рубрике Часто задаваемые вопросы.