> > >
Телерадиовещание: вчера, сегодня, завтра. Большой разговор о телекоммуникационном сегменте, без которого невозможно представить современный мир. Часть первая

Телерадиовещание: вчера, сегодня, завтра. Большой разговор о телекоммуникационном сегменте, без которого невозможно представить современный мир. Часть первая

23.03.2021 17:10

Телерадиовещание представляет собой область науки, техники и культуры, связанную с передачей на расстояние объектов при помощи радиоэлектронных устройств. Изобретение приемо-передающих устройств в конце 19 века способных передавать радиосигналы на расстоянии не только послужило стимулом в исследовании и развитии электричества, но и стало началом формирования современного мира.

В этом году РУП «БелГИЭ» исполняется 25 лет, в честь празднования которых мы готовим публикации, посвященные значимым событиям и людям нашего предприятия.

Тема сегодняшней публикации по-настоящему обширна: современные средства связи – радио и телевидение. Учитывая богатую историю развития телерадиовещания, сегодня хочется обратиться к техническому аспекту их развития в современном мире, особенно, в контексте работы нашего предприятия – показать прогресс от первого лица. Внимание публикации будет сосредоточено на развертывании цифрового вещания в Республике Беларусь, некоторых сложных моментах в работе и не только.

Собеседник – Сергей Витальевич Дударев, человек, который начал работу на предприятии практически с самого основания РУП «БелГИЭ» и уже 23 года успешно занимается развитием вещания в нашей стране – расскажет о телерадиовещании с технической стороны и трудностей, с которыми пришлось столкнуться нашей стране в период формирования вещания.

Первая часть большого разговора посвящена сложному периоду в жизни каждой радиочастотной службы стран бывшего Советского Союза, но, немного отступая от этой темы, начнем с нового для нашей страны в 90-х способа телевизионного вещания.

Сергей Витальевич Дударев
Всемирная конференция радиосвязи 2015, Женева

 

Отступление и несколько слов о кабельном телевидении в Беларуси. Пути решения неожиданно возникших вопросов в 90-х

Кабельное телевидение – направление электросвязи, с которого я начал свою деятельность в РУП «БелГИЭ», куда был принят на работу в сентябре 1997 года на должность инженера средств радио и телевидения.

Это был довольно интересный период. Не было еще и самого понятия кабельное телевидение, существовали лишь системы коллективного приема телевидения. Кабельное телевидение только начинало формироваться как отдельный сегмент телекоммуникационного рынка Республики Беларусь, а хорошая законодательная база, обеспечивающая его правильное и поступательное развитие, практически отсутствовала.

Министерством связи лицензировались только отдельные виды деятельности, такие как проектирование, строительство, техническое обслуживание и эксплуатация систем коллективного приема телевидения.

Здесь и существовало некоторое недопонимание со стороны лицензиатов Министерства связи по вопросам осуществления своей деятельности.

Большинство операторов осуществляли деятельность в рамках существующего правового поля, но некоторые понимали понятие лицензии, таким образом, что в рамках существующих лицензий они могут самостоятельно строить сети кабельного телевидения, эксплуатировать их и предоставлять услуги по трансляции телевизионных программ с их использованием.

Часть операторов самостоятельно выбирали районы в городах, как правило, густонаселенные и многоэтажные, объединяли отдельные дома в единую сеть посредством коаксиальных кабелей, подключали абонентов и взимали плату за просмотр телевизионных программ. Во многих случаях строительство самих сетей осуществлялось за счет средств абонентов. Определить, кому принадлежит данная система кабельного телевидения, оператору или абонентам, было крайне затруднительно. Таких «нелегальных» систем кабельного телевидения было довольно много, как в Минске, так и в других областных центрах.

Как правило, в перспективных (спальных) районах существовало по несколько «нелегальных» сетей кабельного телевидения и, как результат подобной деятельности, возникали конфликты между операторами, обращения с жалобами в Министерство связи, органы государственного контроля.

РУП «БелГИЭ» проводило большую работу по поиску данных «нелегальных сетей», разъяснению операторам порядка осуществления лицензируемых видов деятельности.

Становилось ясно, что вопрос лицензирования на тот момент нужно было решать с позиции его расширения, существующих лицензий было явно недостаточно, так как деятельность операторов кабельного вещания уже выходила за установленные рамки: формировалась новая деятельность – возмездное оказание услуг по трансляции телевизионных программ с использованием систем кабельного телевидения.

Сыграло большую роль то, что в тот период люди, работавшие в Министерстве связи и РУП «БелГИЭ», считали этот вид деятельности своевременным и перспективным. Но, конечно, предстояло провести большую работу по приведению в порядок этого типа вещания. Необходимо было переработать существующие государственные стандарты, разработать соответствующие нормативно-правовые акты, наладить соблюдение законодательства об авторском праве и смежных правах, определить четкий порядок строительства и ввода в эксплуатацию распределительных сетей систем кабельного телевидения и, основное, сделать так, чтобы операторы систем кабельного телевидения работали в рамках правового поля, предоставляли услуги надлежащего качества и не скрывали своей деятельности.

В результате тесного взаимодействия Министерства связи, РУП «БелГИЭ» и Госконтроля был пересмотрен существующий механизм лицензирования деятельности в области кабельного телевидения в пользу его расширения, чтобы давать право не только строить и эксплуатировать системы кабельного телевидения, но и право на предоставление услуг по трансляции телевизионных программ с их использованием. Правильность данного подхода в дальнейшем была подтверждена на практике.

В стране на сегодняшний день действует 236 систем кабельного телевидения, 130 операторов, работающих законно и в правовом поле. Более 50% населения осуществляет просмотр телевизионных программ с использованием систем кабельного телевидения. Если на заре становления кабельного телевидения в стране стоял вопрос, каким образом лицензировать и осуществлять контроль такой деятельности, то с октября 2019 года Минсвязи упразднило лицензирование предоставления услуг с использованием систем кабельного телевидения, оставив только вопросы обеспечения электромагнитной совместимости, выдачи разрешительных документов на эксплуатацию головных станций систем кабельного телевидения. Это говорит о том, что в данном направлении была проведена основательная работа.

Кабельное телевидение сегодня является полноценным сегментом рынка телекоммуникационных услуг, без которого трудно представить современное телевизионное вещание.

ГИЭ: до и после распада Советского Союза

Начало 90-х было сложным периодом, с которым мы столкнулись, как и все подобного рода организации других республик, что было связано с очень быстрым распадом Советского Союза и необходимостью организации своих полноценных радиочастотных служб.

Суть проблемы заключалась в том, что СССР предполагал единое информационное пространство и, как следствие, единые правила. Планирование, международная координация частотных присвоений и использования радиочастотного спектра для радиовещательной службы для всех союзных республик осуществлялось централизованно. Все Соглашения, касающиеся радиовещательной службы, подписывались от имени СССР. Были, конечно, и исключения. Например, подписантами Плана наземной радиовещательной службы Женева-84 (1984 год) в полосе 87–108 МГц стали также представители Беларуси и Украины, в дань уважения странам, наиболее пострадавшим в Великой Отечественной войне.

До распада СССР Государственная инспекция электросвязи (ГИЭ) Беларуси сопровождала страны Прибалтики – Литву, Латвию, Эстонию – выдавало разрешения на эксплуатацию передатчиков, осуществляло инструментальный контроль за соблюдением параметров их излучения, производило измерения зон обслуживания. Работами по радиочастотному планированию, расчетами электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств, международной координацией частотных присвоений ГИЭ не занималось, в связи с чем, после распада Советского Союза, данные вопросы стали главными и требующими скорейшего решения. Необходимо было решать проблемы с отсутствием данного рода специалистов, специализированного программного обеспечения для проведения расчетов, изучать процедуры и правила проведения работ по международной координации.

Такие же проблемы стояли перед администрациями связи всех республик бывшего Советского Союза. Хочется выразить благодарность Администрации связи Российской Федерации и НИИ Радио за оказанную помощь в поставке специализированного программного обеспечения, обучению и консультированию специалистов.

 

Наземное телевизионное и звуковое вещание 90-х

В 1998 году мне было предложено возглавить отдел радиовещательной службы, как раз в период бурного развития координационных процессов. Шло формирование планов аналогового телевизионного и звукового вещания Республики Беларусь. Необходимо было осуществлять подбор новых радиочастотных присвоений, их международную координацию, исходя из топологии размещения телевизионных башен, необходимости обеспечения покрытием вещанием всей территории страны. Так что ответственность была серьезная.


Радиовещание (МСЭ Регламент радиосвязи) – схема передачи и приема радиосигнала

Большими темпами шло освоение новых диапазонов радиочастот: 100–108 МГц для радиовещания и 470–790 МГц для аналогового телевизионного вещания; развивалось коммерческое вещание наряду с государственным. Для примера, в 1997 году эксплуатировалось 112 радиовещательных передатчиков в старом диапазоне радиочастот (66–74 МГц), а в новом (100–108 МГц) только 2, и те, в Минске, итого 114 передатчиков. По состоянию на сегодняшний день общее количество эксплуатируемых радиовещательных передатчиков составляет 454, то есть за 23 года увеличение почти в 4 раза.

Стояла также задача по планированию звукового вещания в диапазоне радиочастот 87–100 МГц, где в то время еще осуществлялось аналоговое телевизионное вещание на 4 и 5 телевизионных каналах.

Аналогичная ситуация складывалась и с аналоговым телевизионным вещанием. Активными темпами шло освоение дециметрового диапазона радиоволн (21–60 телевизионные каналы) наряду с традиционным и широко используемым в то время метровым диапазоном (1–5 и 6–12 телевизионные каналы).

В конце 90-х появилась большая потребность в коммерческом вещании как с использование звуковых, так и телевизионных передатчиков и, как следствие, увеличился спрос на радиочастотный спектр, как в Республике Беларусь, так и в приграничных странах. Такой скачок сопровождался большим объемом работ по координации радиочастотных присвоений радиоэлектронным средствам радиовещательной службы.

1998, 1999 и 2000 годы были насыщенными в плане проведения координационных встреч с Администрациями связи наших стран-соседей: Литвой, Латвией и Польшей, и чуть в меньшей степени с Украиной и Россией. С Россией и Украиной возникало меньше проблем и вопросов, что связано не с такими темпами развития вещания как у других стран-соседей, как например, в Латвии, Литве.

Двухстороння координационная встреча Администраций связи Беларуси и Литвы, Паланга, 2001 год

Международные координационные мероприятия: техника, программное обеспечение, опыт для страны и имидж радиовещательной службы на мировой арене

Работа была сложная, но в тоже время очень интересная. В 1998 году приходилось изучать как процедуры координации радиочастотных присвоений, так и специализированное программное обеспечение, необходимое для проведения расчетов электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств, нужно было набираться опыта проведения координационных встреч.

К слову, сегодня для участия в координационной встрече нужен всего лишь ноутбук. Но в конце 90-х – начале 2000 годов, на проводимые координационные встречи за границей, нужно было везти довольно увесистый груз: всю переписку и расчеты, которые были в бумажном виде, и,  системные блоки компьютеров с установленным специализированным программным обеспечением. К слову, программное обеспечение было не совершенным и не давало полной визуализации расчетов анализа электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств, так что в основном приходилось оперировать таблицами и цифрами, а карту ситуации мы не видели.

Координационная встреча, Литва, 2001 год

Ну и, конечно, приобретаемый опыт, совершенствование специалистов. Стоит отметить, что все координационные встречи приносили огромную пользу: решение задач по защите радиочастотного спектра нашей страны, поиск новых радиочастот, модификации существующих планов (которые были сделаны еще в СССР и базировались на глобальном уровне, не отвечая потребностям Беларуси) и удовлетворение потребностей пользователей радиочастотного спектра нашей страны.

Хороши встречи были и в том плане, что это полезный эпизод для любой радиочастотной службы: приобретаешь навыки международного общения, обмениваешься передовым опытом, совершенствуешь уже имеющиеся профессиональные навыки. С учетом прошедшего времени с момента распада Советского Союза можно отметить хороший уровень (я оцениваю работу в телевидении и радиовещании) специалистов таких стран как Россия, Украина, Молдова, Беларусь, а также Литва, Латвия. Что касается стран, у которых уровень работы невысок, то это можно объяснить не самостоятельной работой в направлении телерадиовещания – нужно было вкладывали силы и искать возможности для развития, что не всегда удавалось.

Следует отметить, что ряд стран бывшего Советского Союза (Литва, Латвия, Эстония) попали под влияние Европы, где на тот момент вещание двигалось более быстрыми темпами, и имели доступ к передовой и актуальной информации. Координационные встречи с данными странами всегда имели положительный эффект, особенно в плане профессионального роста.

Европейские исследовательские комиссии

В Европе с 1997 года уже начиналось внедрение цифрового наземного телевизионного вещания (подписано многостороннее координационное соглашение по внедрению цифрового телевидения, Честер 1997). Наша страна к тому моменту еще не участвовала в тех подходах и процессах, которые происходили в Европе – мы не являлись членами СЕРТ (Европейское совещание администраций почтовой и электрической связи).

Conference of European Post and Telecommunications (СЕPТ) учреждено Администрациями связи 19 государств 26 июня 1959 года. В настоящее время в СЕРТ входят Администрации связи 49 европейских государств, включая Республику Беларусь. СЕРТ является одним из основных инструментов согласования действий европейских стран по важнейшим вопросам регулирования электросвязи и почтовой связи, а также их позиций по важнейшим вопросам повестки дня конференций Международного союза электросвязи и Всемирного почтового союза. Учитывая необходимость обеспечения при принятии решений СЕРТ соблюдения интересов Республики Беларусь, Министерство связи и информатизации Республики Беларусь вступило в СЕРТ 19 сентября 2003 года.

Беларусь вступила в СЕРТ только в 2003 году, при Никонове В.А., и с того момента началось приобщение к европейским стандартам. В СЕРТ довольно сильные исследовательские комиссии, не хуже чем в Международном союзе электросвязи. На первых встречах, специалисты Литвы и Латвии выглядели солиднее нас, что, естественно, подстегивало нас к максимально быстрому изучению и применению исследований и передового опыта.


Многосторонняя координационная встреча, Нида (Литва), 2002 год

Активное участие в координационных процессах, постоянное стремление повышать свой профессиональный уровень не прошли даром – сегодня радиовещательная служба Беларуси пользуется большим и заслуженным авторитетом и не уступает подобным службам передовых стран РСС и Европы. Специалисты нашего предприятия неоднократно выступали на рабочих группах МСЭ, СЕРТ, РСС и опыт Беларуси, и уровень знаний довольно высоко оценивается.

На этом завершается первая часть разговора. Продолжение, посвященное цифровому телерадиовещанию, читайте во второй части.

Возврат к списку