> > >
Система оценки качества услуг электросвязи «Хваля»

Система оценки качества услуг электросвязи «Хваля»

12.06.2023 09:59

С 1996 года работа государственного предприятия «БелГИЭ» направлена на совершенствование методов радиочастотного планирования и обеспечения электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств с целью удовлетворения потребностей пользователей в радиочастотном спектре.

Развитие национальной инфраструктуры электросвязи – задача государственного масштаба. И особую роль здесь занимают сети сотовой подвижной электросвязи. Для объективной оценки качества услуг электросвязи государственным предприятием «БелГИЭ» создана система «Хваля», которая является на данный момент главной платформой по оценке качества услуг сотовой подвижной электросвязи на территории Республики Беларусь.



Официальный запуск системы состоялся 12 апреля 2023 года. Этому предшествовала долгая работа по созданию сначала мобильного приложения «Хваля», прототип которого был представлен на Международном информационно-коммуникационном форуме «ТИБО-2022», а затем интернет-портала ХВАЛЯ.БЕЛ.

На форуме «ТИБО-2023» государственное предприятие «БелГИЭ» представило основные элементы системы оценки качества услуг электросвязи «Хваля».

Проект вызвал большой интерес у гостей выставки, в том числе высокопоставленных должностных лиц нашего государства и зарубежных стран. Мы получили много интересных идей, некоторые из которых будут реализованы уже в ближайшее время. Оригинальная концепция выставочного стенда нашего предприятия была отмечена дипломом оргкомитета.

Система оценки качества сотовой подвижной электросвязи ХВАЛЯ.БЕЛ стала финалистом XX Юбилейного конкурса Интернет-премия ТИБО в номинации «Корпоративные Интернет-ресурсы»!

Благодарим всех и хотим сказать, что лучшей наградой для нас стал высокий интерес посетителей к нашему стенду!


1
2
3
5
6

В настоящее время все компоненты, относящиеся к оценке качества услуг электросвязи, сведены в единую систему «Хваля». Система «Хваля» включает в себя аппаратно-программные комплексы, в том числе носимые и подвижные системы, базы данных измерений, информационные ресурсы, а также мобильное приложение «Хваля».



Так, аппаратно-программные комплексы осуществляют измерение зоны уверенного приема (зоны покрытия), параметров качества СПЭ стандартов GSM, UMTS, LTE и 5G вдоль маршрутов движения транспортных средств, внутри зданий, сооружений, помещений, в общественном транспорте, пешеходных зонах и т.д. с обработкой результатов измерений и оценкой ключевых показателей СПЭ на территории Республики Беларусь. Основные параметры (показатели) качества СПЭ определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Правил оказания услуг электросвязи» и СТБ «Услуги сотовой подвижной электросвязи. Требования к качеству и методы контроля».



Результаты данных измерений являются публичными и отображаются на цифровой карте местности, а также представляются в табличной форме, в виде графиков и гистограмм, в том числе на официальном интернет-сайте «БелГИЭ».



Операторы СПЭ анализируют представляемую информацию о недостатках, связанных с покрытием и качеством оказания услуг в сетях сотовой подвижной электросвязи, и планируют мероприятия по развитию своих сетей.

    Основными задачами оценки качества СПЭ являются:
  • определение зон уверенного приема (зон покрытия) СПЭ;
  • измерение параметров, определяющих качество СПЭ;
  • определение (расчет) показателей, определяющих качество СПЭ;
  • сбор (накопление) статистики и ведение баз данных;
  • обеспечение соответствия СПЭ установленным требованиям, определяющим качество;
  • доведение полученных сведений о качестве СПЭ до Минсвязи, операторов связи и абонентов.


Для повышения эффективности работы по улучшению качества услуг связи государственным предприятием «БелГИЭ», доступности информации для абонентов, операторов и регулятора, разработан веб-портал качества услуг электросвязи ХВАЛЯ.БЕЛ. Данный портал включен в экосистему оценки качества услуг СПЭ и предназначен для публикации информации о качестве предоставляемых операторами услуг электросвязи. Теперь все данные, связанные с оценкой качества сетей сотовой связи, представлены на едином ресурсе.



На интернет-портале ХВАЛЯ.БЕЛ пользователи могут оценить как расчетные так и измеренные зоны покрытия сотовой подвижной электросвязи, сравнить уровни сигналов в конкретных точках, выбрав оператора, стандарт и вид карты, ознакомиться с обобщенными результатами контроля мобильного приложения, а также получить сведения о картах покрытия Республики Беларусь наземным цифровым телевизионным и звуковым радиовещанием.



Отдельный раздел портала посвящен интегральной рейтинговой оценке параметров и показателей качества услуг сотовой подвижной электросвязи. Интегральная оценка формируется по результатам полученных в результате измерения сведений о качестве сетей сотовой подвижной электросвязи по различным показателям (доступность услуги передачи данных, качество передачи данных, качество передачи речи и др.). Благодаря этому пользователи получают удобный инструмент по сравнению сетей операторов СПЭ как, в общем и целом, по всей стране, области, району, так и по отдельным параметрам и показателям.





Система оценки качества услуг электросвязи развивается сегодня так, чтобы не только операторы связи, но и сами абоненты могли участвовать в процессе улучшения качества услуг. С этой целью государственным предприятием «БелГИЭ» разработано мобильное приложение «Хваля». С помощью приложения каждый абонент сможет стать отдельной измерительной единицей, и оперативно сигнализировать о проблемных местах и показателях в сети операторов сотовой электросвязи.



    «Хваля» – простой, надежный и удобный способ:
  • определить уровень принимаемого сигнала в точке приема;
  • определить и стандарт, и базовую станцию, обслуживающую абонента;
  • определить ближайшие базовые станции других операторов;
  • узнать о скорости интернет-подключения по мобильной сети;
  • отследить качество и стабильность работы на мобильном устройстве пользователя таких интернет-сервисов, как веб-сайты и потоковое видео.

Таким образом, мобильное приложение «Хваля» является дополнительным источником данных о показателях качества радиопокрытия. Причем с помощью мобильного приложения мы можем получать данные не только вдоль крупных трасс, но в любом, даже самом отдаленном уголке страны.


1
2
3

С момента запуска, страница мобильного приложения в Google play, была посещена 1287 уникальными пользователями, скачано и установлено приложение было 1057 раз. Всего пользователями было выполнено 3943 теста, результаты которых отображены на интернет портале ХВАЛЯ.БЕЛ, с их помощью было выявлено 477 мест с недостатками покрытия и 362 по качеству передачи данных.



Всего в настоящее время в действующей системе оценки качества Министерства связи и информатизации, с учетом ранее проводимых работ содержатся сведения о 8224 отдельных недостатках покрытия и качества услуг сотовой подвижной электросвязи.

Операторы в течение 2022 года построили 1810 новых базовых станций (всего у операторов действующих базовых станций 38301), что позволило в 2022 году устранить 113 отдельных недостатков, в течение 2023 года устранено еще 40 недостатков покрытия и качества связи.



Как и любая сложная система, система оценки качества услуг электросвязи «Хваля» требует постоянной доработки и развития. Наши специалисты постоянно работают над улучшением данного сервиса. Сейчас специалисты БелГИЭ сфокусированы на развитии мобильного приложения, которое будет реализовано на более прогрессивной платформе, чтобы в перспективе тестировать качество Wi-Fi.

В дальнейшем планируем создать тепловую карту, на которой будут показаны скопления наибольшего количества измерений плохого качества связи, определенных пользователями. Задача мобильных операторов в таком случае — увеличивать емкость сети, устанавливать новые базовые станции или оптимизировать работу существующих.



Созданная система оценки качества услуг электросвязи «Хваля» призвана подтолкнуть операторов к дополнительным мероприятиям по развитию сетей и повышению качества обслуживания абонентов, поскольку операторам важно знать текущее состояние сетей, принимать необходимые меры для повышения качества связи, иметь – возможность объективно оценивать данные, в том числе с помощью обратной связи с абонентами.

Важная особенность данной системы состоит в том, что мы привлекаем граждан и делаем качество услуг открытым для оценки, не боясь того, что могут быть вопросы, которые нужно будет исправлять.




Возврат к списку